Профессиональный блог Евгении Кожановой

Буллинг и моббинг, или Как выжить в корпоративном террариуме

В этой статье поговорим о моббинге – явлении, когда коллектив ополчается против одного «лишнего» и буллинге – когда один человек при молчаливом согласии окружающих травит другого. Эти термины не новы, как не новы и явления. Они могут возникнуть в любом коллективе, начиная с детсадовской группы. О моббинге в школах психологи пишут диссертации. А вот о травле в рабочем коллективе заговорили сравнительно недавно.

Хорошим для всех быть нельзя, но однозначно пора бить тревогу, если вы ведете долгую и кровопролитную войну с коллегами и (или) руководством. Еще хуже, если боевые действия  ведутся на вашей территории, а вам приходится только обороняться. Как понять, что в отношении вас ведется война на выживание, и что с этим делать? Попробуем разобраться вместе.




Конечно, нужно быть очень спокойным и уравновешенным человеком, чтобы не заметить в отношении себя травлю. Также легко определить, ополчился против вас только один коллега или сразу весь коллектив. Вопросы начинаются дальше.

Вопрос №1. Травля ли это?

Особо мнительные работники, по моим наблюдениям, склонны принимать за выпад в свой адрес и плохое настроение начальника, и то, что коллега ушел на обед раньше, и то, что на планерке попросили сесть на другое место. Что уж говорить о заслуженном нагоняе от шефа.

Нужно отстраниться и взглянуть на ситуацию со стороны. Иногда выясняется, что шеф говорит сквозь зубы потому, что ему на дороге поцарапали машину. Или человек не имеет ничего против вас лично, он просто хам, без привязки к кому-либо. А если вы должны были закончить проект месяц назад, и до сих пор не закончили, дело пахнет не буллингом, а выговором.

Отсюда вытекает главный признак моббинга и буллинга:

— Травля человека – длительный, постоянный процесс. Она может длиться годами.

Вопрос №2. Для чего вообще это делается?

Если происходит конфликт, значит, его сторонам есть, что делить. Что можно делить на вашей работе – виднее вам.

Самые распространенные поводы для моббинга и буллинга:

— Вы занимаете место, на которое кто-то претендовал сам или хотел устроить кого-то из «своих».

— Вы инициативны, трудолюбивы, вас уважает руководство и вы – первый кандидат на хорошую должность.

— Вы, как считает недоброжелатель, по сравнению с ним получаете незаслуженно больше привилегий.

— Вы «не такой как все» в самом широком смысле этого слова: от нежелания пить пиво с коллегами по субботам  до отказа обсуждать с начальницей свою интимную жизнь.

— Вы явно профессиональнее, компетентнее, умнее своего руководителя.

Список можно продолжать, но эти причины встречаются чаще всего.

Вопрос №3. Чего ожидать от недоброжелателя?

Вообще, ожидать можно чего угодно. Крайние проявления травли на работе – откровенное хамство, физическое воздействие, шантаж. Но эти действия встречаются нечасто, потому что проходят уже за границами правового поля. Гораздо чаще можно встретиться с целой плеядой мелких пакостей, которые объединяет одно: в результате «разбора полетов» виноватой остается  жертва.

Пакости можно условно разделить на две категории: материальные и психологические.

Материальные делаются исподтишка: это пропавшие документы, отформатированные флешки, дезинформация, утаивание информации или, наоборот, распространение конфиденциальных сведений, грязные сплетни…  Автор всего этого великолепия не только остается в тени, его часто невозможно установить.

Психологическое воздействие на жертву – это уже игра в открытую. С одной стороны, так легче: вы, по крайней мере, знаете врага в лицо. Сюда относятся бойкоты, всевозможные манипуляции, высмеивание жертвы или ее идей, игнорирование успехов и акцентирование ошибок, неконструктивная критика.

Оба списка далеко не полные, но, надеюсь, разница понятна. Цель у них одна – избавиться от жертвы, в идеале – довести до добровольного увольнения. Результат, как правило, тоже один: жертва находится в постоянном стрессе, не может сконцентрироваться на работе, совершает ошибки и, в конце концов, увольняется.

Вообще, итог моббинга и буллинга всегда предсказуем: одна из сторон конфликта меняет работу. Случаи, когда нападающий и жертва заключают перемирие и уходят в глухой нейтралитет, столь редки, что только подтверждают правило.

Вопрос №4. Как с этим жить?

Во-первых, изменить отношение к этой проблеме. Если вдуматься, ничего трагического с вами не происходит. Противник (или противники) тратят на борьбу с вами свои силы и время, вместо того, чтобы заниматься делом. Проблема не в вас, а в них. На некоторые нападки можно просто не реагировать, как не реагировал большой и уверенный слон на мелкую визгливую Моську. Она могла до посинения бесноваться у него под ногами, а он спокойно шел вперед по своим слоновьим делам…

Во-вторых, на каждого начальника найдется свой начальник, если только вас не угораздило связаться с первым лицом компании. Можно отправиться к руководителю вашего врага и потребовать нормальной рабочей обстановки. И ничего в этом нет зазорного: ябеды-корябеды остались в песочнице, а вы приходите сюда работать и приносить компании прибыль. Руководитель лично заинтересован в том, чтобы вы работали в человеческих условиях. А если кто-то до сих пор не вышел из детсадовского возраста, то это не ваши трудности.

В-третьих, защищать свое пространство. Не надо давать противнику возможность лишний раз нагадить. Запирайте документы на ключ, не держите носители информации на видном месте, блокируйте компьютер, выходя за дверь… И договоритесь с секретарем – пусть информацию о мероприятиях она сообщает лично вам, ведь на страдающих провалами в памяти коллег надежды никакой.

В-четвертых, избегать открытых конфликтов. В ситуации столкновения с противником, когда вот-вот начнутся претензии, оскорбления и взаимные обвинения, просто уйдите. Встаньте и покиньте помещение. Если понадобится, потом сошлетесь на физиологические обстоятельства.

Вопрос №5. Что делать?

Вариантов немного. Жертва профессиональной травли может:

а) уволиться,

б) обороняться, стиснув зубы в ожидании светлого будущего,

в) вступить в схватку и выжить соперника из компании,

г) перерасти противника и лично вышвырнуть его с работы, получив повышение.

Главное – адекватно оценить свои силы. Прикиньте, хватит ли у вас терпения продолжать эту войну. Можете ли вы ответить, хватит ли у вас фантазии придумывать ответные гадости и – самое главное – не помешают ли ваши личные представления о морали их осуществить? Дорожите ли вы этой работой, или просто привыкли к стабильности? Иногда, как бы воинственно вы ни были настроены, лучше удалиться с поля боя. Это не проигрыш. Это означает лишь, что вам небезразлично собственное душевное здоровье.

Пример из жизни…

Лично я сталкивалась и с буллингом, и с моббингом. В первом случае, когда меня невзлюбила новая начальница, я уволилась. Потом оказалось, что правильно сделала, потому что следующая работа ни в какое сравнение не шла с оставленной. На мое место (я преподавала на факультете рекламы) пришла дама, которая PR читала как «пэрэ»… Со своими студентами я общаюсь до сих пор, мое увольнение не помешало нам сохранить хорошие отношения.

С моббингом пришлось познакомиться во всех подробностях на новой работе. Я отправилась в отпуск, а на моем месте две недели трудилась девушка из соседнего отдела. Назовем ее Таня. Видимо, моя работа ей очень понравилась. Таня объявила во всеуслышание, что выживет меня из компании за месяц. Мой начальник получил письмо, в котором Таня сообщала, что эти две недели – лучшее, что было в ее профессиональной жизни, и что она еще вернется. Не буду утомлять читателя описаниями всех мелких неприятностей, что случились потом, но мысль об увольнении мне даже в голову не пришла. В каждом коллективе есть человек, который обожает сплетничать. Я рассказывала этой коллеге про все танины пакости, а через день об этом знали все четыре этажа нашей конторы. В результате начальник Тани попросил, как он выразился, «эту неадекватную», уволиться по собственному желанию.

Image by Stuart Miles / www.freedigitalphotos.net

Вс, Апрель 8 2012 » Общаемся на работе, Психология

One Response

  1. Юлия Август 11 2016 @ 09:13

    У меня был случай. Я временно трудоустроилась секретарем руководителя (на 2 месяца). Проработав примерно месяц со мной на открытый конфликт пошла девушка. Она хамила мне в лицо при работниках, постоянно «терлась» возле меня, говоря, что я только и предназначена для того, чтобы клеить марки. Я была в шоке, решила просто не обращать на нее никакого внимания (мало ли, вдруг у нее проблемы и она во мне отдушину нашла). Затем я поговорила с коллегами, которые видели и слышали ее травлю. Они также посоветовали не обращать на нее внимания. Я сделала вывод относительно той женщины — она неадекватна и трудно принимает новых работниц в коллектив.

Добавить комментарий