Профессиональный блог Евгении Кожановой

Приказ по основной деятельности

приказ по основной деятельностиПриказ по основной деятельности принадлежит к системе организационно-распорядительной документации. Ни одна организация не может обойтись без приказов. Это, в первую очередь, метод эффективного обозначения задачи, во вторую – способ контроля. В этой статье рассмотрим в качестве образца приказ, в котором исполнители получают задание разработать инструкцию по делопроизводству. Проанализируем пример детально и проговорим каждую смысловую часть приказа. 





Любой вид приказа по основной деятельности включает в себя реквизиты:

  • Наименование организации;
  • Наименование вида документа –ПРИКАЗ;
  • Дата приказа;
  • Регистрационный номер;
  • Место издания документа;
  • Заголовок к тексту;
  • Текст;
  • Подпись.

Приказ чаще сего издается руководителем организации. В редких случаях – другим должностным лицом, имеющим такие полномочия, а вообще руководители подразделений должны пользоваться другими видами распорядительных документов, а именно указаниями и распоряжениями.

Пример приказа

Ниже – две картинки. Это самый обычный приказ, который представлен с двух сторон. Цифры указывают на основные части, а также на реквизиты документа.

Приказ по основной деятельности

1 – наименование организации. В отличие от фирменного бланка, на приказе по основной деятельности мы не помещаем реквизиты компании, ведь приказ является внутренним документом

2 – наименование документа. Оно должно выделяться визуально. В деловой практике принято писать названия документов по центру строки прописными буквами.

3 – этот пункт объединяет несколько: дата, номер, место издания приказа. Это основные регистрационные данные. Обратите внимание на код «ОД», который находится рядом с номером. Он является не обязательным и означает, что приказ относится к основной деятельности. Кроме основной, выделяют приказы по личному составу и административно-хозяйственной деятельности. Те, что по личному составу, всегда регистрируются отдельно. Регистрировать ли отдельно АХО и основную деятельность, решает организация, но делать это желательно потому, что приказы поОД имеют срок хранения постоянно, а АХО – всего 5 лет.

4 –тема приказа или заголовок к тексту. Принято, чтобы он начинался с предлога «О», например, «О проведении бухгалтерской отчетности» или «О подтверждении инструкции делопроизводства» и стоял в предложном падеже. Заголовок – это краткое содержание приказа, которое воспроизводится в учетной записи в журнале. Поэтому, формулируя заголовок, имейте в виду, что впоследствии именно но нему вы будете искать этот приказ.

Примеры заголовков:

Об утверждении положения об отделе кадров

О принятии на баланс основных средств

О внесении изменений в Инструкцию по делопроизводству

Если заголовок длинный и занимает несколько строк, можно выровнять его по центру.

Основной текст приказа делится на две части: констатирующую и распорядительную.

5 – это констатирующая часть текста.

В этой части пишется обоснование управленческого решения. Почему издается этот приказ, что послужило причиной?

Примеры обоснований:

Во исполнение приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 01.07.2015 №5466 «О предоставлении информации»

Обратите внимание: когда дается ссылка на нормативный документ, правильно указывать сначала его наименование, затем, дату, потом – номер и наименование.

В целях приведения системы делопроизводства ЗАО «Металлист» в соответствие с ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007

В целях повышения эффективности

В связи с производственной необходимостью

6 – отдельное слово «ПРИКАЗЫВАЮ». Оно разделяет констатирующую и распорядительную части. Слово «приказываю» может быть набрано прописными буквами, как в примере, а может – строчными и вразрядку: «п р и к а з ы в а ю». Выровнять его можно по левому краю, а можно по центру. Распорядительная часть текста начнется с новой строки.

7 – часть текста, которая называется распорядительной. Здесь перечисляются задания, которые руководитель ставит перед подчиненными.

Зеленым шрифтом выделены значимые моменты для распорядительной части документа.

  • Каждое задание имеет ответственного за выполнение. Исключение – утверждение приказом какого-либо документа.
  • Также очень важно указать срок исполнения задачи. И вновь исключение – утверждение документа и задание, которое носит постоянный характер.
  • Управленческие решения нумеруются. Одно действие – один пункт приказа. Если задача разбивается на более мелкие задания, это оформляется подпунктами:

 1.

1.1.

1.1.1.

  • Обязательный пункт – указание должностного лица, на которое возлагается контроль исполнения приказа. Это может быть и сам генеральный директор, и любой из подчиненных ему руководителей.

На практике встречаются и такие приказы, которые не дают заданий никому конкретно, а управленческие решения в них носят общий организационный характер.

Например:

В целях оптимизации системы делопроизводства ООО «Роскомстрах»

 ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить и ввести в действие с 01.01.2015 номенклатуру дел ООО «Роскомстрах» на 2015 год (прилагается).
  2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение к приказу. В отличие от делового письма, где приложение выносится в отдельную структурную единицу текста, информация о приложении к приказу вводится прямо в текст. Если прилагается один документ, то после его названия в скобках пишется «(прилагается)» — см. пример чуть выше. Если же приложений несколько, то они нумеруются:

  1. Рабочей группе собрать информацию по форме П-3 (Приложение №1).

Нумеровать приложения можно по-разному:

Приложение 1

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

И т.д. Главное – придерживаться единообразия и в самом документе, и во всех приказах в целом. Унифицировать эти правила поможет инструкция по делопроизводству.

На прилагаемый документ выносится информация о том, что это приложение:

как оформить приложение к приказу

После регистрации приказа необходимо от руки вписать регистрационную информацию в соответствующие поля.

Приложение является неотъемлемой частью приказа и хранится вместе с ним!

8– подпись. Реквизит оформляется стандартно:

Наименование должности             Личная подпись               Инициалы Фамилия

Печать на приказ не ставится! Это внутренний документ. Нет никакого смысла подтверждать подпись директора в его же компании.

Переходим к оборотной стороне приказа.

Приказ по ОД-2

1 – визы согласования, сбор которых является обязательной процедурой.

Приказ согласуют те должностные лица, деятельности которых он касается. Состав согласующих лиц зависит от того, о чем приказ.

2 – визы ознакомления. В обязательном порядке все те, кто фигурирует в приказе в качестве исполнителей поставленных руководством задач, должны в нем расписаться.

3 – исполнитель. Это сотрудник, который составил приказ. По всем вопросам исполнители будут обращаться к нему, а не к директору, который часто имеет очень смутное представление о деле, к которому относится подписанный им документ… Указывается фамилия, имя исполнителя, если принято в компании – то отчество и контактная информация.

Что такое приказы по личному составу, как внести изменения в приказ — в статьях по ссылке.

Image by stockimages / www.freedigitalphotos.net

Пт, Апрель 20 2012 » Внутренние документы

14 Responses

  1. Лена Декабрь 7 2012 @ 14:17

    Какой перечень приказов должен быть в ЗАО, оформлением приказов преждние сотрудники не занимались, приходиться востанавливать все, но не знаю как именно. Налоговая проверка намечается …((((

  2. Евгения Кожанова Декабрь 8 2012 @ 15:09

    Добрый день, Лена!
    В этой статье http://thebestsecretary.ru/?p=2622 приведен перечень документов, обязательных для кадровой службы. Налоговиков они могут заинтересовать, когда будут проверять выплаты работникам. Что касается обязательных документов для бухгалтерии — боюсь наврать, лучше спросите на специализированных сайтах. Удачи!

  3. Екатерина Февраль 21 2014 @ 05:47

    Здравствуйте.Подскажите пожалуйста сколько хранятся приказы «Об учетной политике», «О снятии остатков в кассе», «Об установлении перечня лиц, имеющих право подписи в выставленных счетах- фактурах» (Постоянно?). А также у нас в организации Инженер по охране труда составляет приказы такие как (о бесплатной выдаче молока, о назначении ответственных за противопожарное состояние производственных помещений, о постоянно действующей комиссии (ПДК) и т.д. сколько должны храниться они? Они считаются как по основной деятельности или по административно хозяйственной? И последний о режиме работы предприятия в праздничные и выходные дни. Помогите пожалуйста то уже совсем запуталась.Спасибо.

  4. Евгения Кожанова Февраль 21 2014 @ 06:11

    Добрый день, Екатерина!
    Перечень предлагает нам всего три вида приказов (ст. 19): по основной деятельности (хранятся постоянно), по личному составу (75 лет за небольшим исключением), по административно-хозяйственным вопросам (5 лет).
    В первую очередь нужно отсеять личный состав. Перечень приводит виды этих приказов в той же 19-й статье.
    Осталось выяснить, что такое административно-хозяйственные вопросы. Опять смотрим Перечень, потому что ни один из нормативных документов по делопроизводству в России не объясняет, чем АХО отличается от ОД. Раздел 10 Перечня целиком посвящен административно-хозяйственным вопросам. К ним относятся:
    • соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности,
    • эксплуатация зданий, помещений,
    • транспортное обслуживание, внутренняя связь,
    • обеспечение безопасности организации.
    Получается, что все остальные приказы — по основной деятельности и хранятся постоянно.

  5. Арина Декабрь 12 2014 @ 07:03

    Добрый день!
    У меня возник спор с зам.директором при составлении инструкции по делопроизводству «Почему согласование приказов на оборотной стороне?». Помогите доказать, что согласование должно быть на оборотной стороне приказа.

  6. Евгения Кожанова Декабрь 12 2014 @ 12:40

    Добрый день, Арина! Согласно ГОСТ Р 6.30-2003 (п. 3.24), при согласовании документов, подлинники которых остаются в организации, визы проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника документа.
    Несмотря на то, что ГОСТ является добровольным к применению, большинство государственных и коммерческих организаций следуют его требованиям при оформлении своих документов.

  7. Инна Январь 26 2015 @ 08:01

    Здравствуйте!

    Подскажите пожалуйста где можно прочитать подробнее о РАСПОРЯЖЕНИИ. Как составляется, на какие виды подразделяется и сроки хранения.

    Заранее спасибо!

  8. Евгения Кожанова Январь 27 2015 @ 05:35

    Добрый день, Инна! Можно почитать Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. Приказом Росархива от 23.12.2009 №76).

  9. Эльмира Декабрь 8 2015 @ 06:05

    Добрый день! А можно ли передавать по описи оригиналы приказов (о принятии на работу) в случае необходимости?

  10. Евгения Кожанова Декабрь 8 2015 @ 08:27

    Здравствуйте, Эльмира!
    Не совсем понятно, кому именно передавать.
    Но, по моему мнению, в любом случае лучше (по возможности) этого не делать.

  11. Мария Февраль 1 2017 @ 15:10

    Евгения, здравствуйте!

    У нас образовательная организация и очень много приказов по массовым мероприятиям и выездам обучающихся на конкурсы. Они относятся к приказам ОД, но хотелось бы их выделить в подгруппу с отдельной регистрацией. Можно ли так делать? Могут ли быть сроки хранения отличные от сроков хранения приказов по ОД?

    Заранее спасибо!

  12. Евгения Кожанова Февраль 2 2017 @ 20:32

    Здравствуйте, Мария! Да, можно выделить часть приказов в отдельную категорию.

  13. Анжела Апрель 26 2017 @ 08:07

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, кто должен заниматься изданием приказов: секретарь руководителя или специалист по кадрам? У секретаря в ДИ прописано «организационно-техническое обеспечение административно-распорядительной деятельности руководителя», в то время как у специалиста по кадрам кроме приказов по л/с ничего нет, ни слова про общее делопроизводство, кроме кадрового. Но несмотря на очевидные вещи, доказать сложно. Потому что, с самого начала образования учреждения так повелось и предыдущий кадровик молча делал все приказы. Как убедить руководителя и секретаря, что приказы должен готовить и вести учет секретарь и хранить их там же, по месту подписания. Заранее спасибо за внимание!

  14. Евгения Кожанова Апрель 27 2017 @ 12:59

    Здравствуйте, Анжела! Нужна инструкция по делопроизводству, в которой было бы написано конкретно: приказы по основной деятельности создаются секретарем руководителя и хранятся в приемной.

Добавить комментарий