Профессиональный блог Евгении Кожановой

Внесение изменений и отмена локальных нормативных актов компании

изменение локальных нормативных актов

В конце года каждый старается завершить все начатые дела, навести в них порядок. Это касается не только личных дел, но и рабочих, в частности, документации. Многие локальные нормативные акты, такие, как приказы, инструкции, положения, необходимо будет изменить, дополнить или отменить. Каждая организация имеет некое количество инструкций либо приказов, которые давно потеряли свою актуальность, но формально все еще действительны. Давайте рассмотрим, как правильно, грамотно вносить изменения или даже, при необходимости, отменять различные локальные нормативные акты. 




Когда необходимо изменять ЛНА

Внесение изменений в локальные нормативные акты происходит, если:

  • в федеральном законодательстве появились изменения, в результате которых ваш ЛНА стал противоречить закону; правила компании, конечно, должны соблюдаться, но они не могут противоречить законодательству;
  • отображенные в принятых локальных нормативных актах данные изменились и теперь не соответствуют действительности; это может быть все, что угодно: должность человека, время, место, различные обстоятельства и прочее;

В качестве примера представим ситуацию, когда на вашем предприятии инспектор по кадрам второй категории назначен ответственным за оформление командировок. Об этом есть приказ. Если с нового года этот самый инспектор получит высшую категорию, или его должность получит новое название, приказ о его назначении ответственным за оформление командировок обязательно придется переписать, ведь теперь фактически в этом приказе обязанности возложены на человека, которого и в компании-то не существует.

  • изменились какие-либо персональные данные работников (смена фамилии, паспорта и т.п.);
  • локальный нормативный акт перестал работать или более неактуален: в акте не хватает всей необходимой информации, или было принято решение в описанных инструкцией ситуациях вести себя по-другому.

Изменение

Каков же порядок изменения локальных нормативных актов, каким образом фиксируются изменения? Очень просто: другими локальными нормативными актами. Главное – помнить одно правило: любой документ отменить или изменить можно только документом такого же вида:  приказ – приказом, распоряжение – распоряжением.

Структура приказа о внесении изменений остается без изменений и выглядит следующим образом:

  • наименование организации
  • название вида документа (приказ)
  • дата издания
  • регистрационный номер
  • место издания
  • заголовок к тексту (тема приказа)
  • текст
  • подпись

Тема должна отображать сам факт того, что в ЛНА вносится изменение или что его отменяют. Это может быть приказ:

О внесении изменений в Положение о заработной плате

Об отмене Приказа «О назначении дежурных» от 17.02.2006 №53

В тексте приказа обязательно должна быть констатирующая часть, с которой изложено основание для изменения:

В соответствии с принятием федерального закона от … № … «О …»

В целях улучшения качества обслуживания …

В целях экономии …

Далее обязательно с новой строки и обязательно прописными буквами ПРИКАЗЫВАЮ и двоеточие.

Следующее – распорядительная часть документа. Здесь по пунктам необходимо прописать все, что вы желаете изменить, например:

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Внести в приказ от 20.05.2015 №18 изменения и дополнения, а именно:

1.1. Пункт 1.6 изложить в следующей редакции:

«1.6. Создать рабочую группу в составе:

Егоров М.И. – начальник проектного отдела,

Никулин П.Б. – инженер первой категории».

1.2.  Дополнить приказ пунктом 3.2:

«3.2. Главному архитектору Измайлову П.Т. предоставлять информацию о рабочей группе по первому запросу».

1.3. Исключить из приказа пункт 4.6.

  1. Контроль исполнения приказа возложить на старшего специалиста Аверина С.Р.

Маленький нюанс: независимо от того, какой пункт требуется исключить из приказа, вся последующая нумерация не меняется. Т. е. если из 4.1 – 4.8 исключить пункт 4.6, нумерация будет: 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.7, 4.8.

Бывает так, что изменений требуется внести настолько много, что проще просто отменить предыдущий локальный нормативный акт и ввести новый. Сам текст приказа будет примерно таким:

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Признать Инструкцию по изготовлению вагонки «Штиль» из ангарской сосны, утвержденную приказом от 17 марта 2009г. № 171, утратившей силу с 7 июля 2015 года.
  2. Утвердить и ввести в действие Инструкцию по изготовлению вагонки «Штиль» из ангарской сосны (прилагается) с 7 июля 2015 года.
  3. Ответственным за исполнение приказа назначить начальника производства Иванченко М.К.

Все прочие реквизиты приказа, такие как приложение, исполнитель, подпись, остаются без изменений.

Новый приказ необходимо согласовать с каждым должностным лицом, с которым был согласован первый приказ. Исключение – за прошедшее с момента издания первого приказа время должность согласующего лицо была аннулирована. Добавить новое согласующее лицо в новый приказ можно, исключить кого-либо – нет.

Также обязательно следует ознакомить с обновленным локальным нормативным актом каждого, кто в нем заинтересован.

Отмена

Отмена локального нормативного акта происходит аналогичным образом, только формулировки в приказе другие:

Признать утратившим силу приказ от … №…

Считать утратившей силу инструкцию по делопроизводству, утвержденную генеральным директором ООО «СМК-авто» (дата утверждения).

Image by winnond / www.freedigitalphotos.net

Вт, Октябрь 9 2012 » Внутренние документы

6 Responses

  1. Екатерина Январь 23 2018 @ 11:41

    Добрый день!
    Спасибо за статью.
    Могли бы вы подсказать, как быть в ситуации: сотрудница вышла замуж и сменила фамилию. У нас есть порядка 25 приказов, в которых на сотрудницу наложена ответственность по охране труда.
    Неужели нужно переиздавать все эти приказы? По сути это тот же человек, в службе кадров будет свидетельство о браке и новый паспорт.

  2. Евгения Кожанова Январь 23 2018 @ 21:47

    Здравствуйте, Екатерина!
    Этот вопрос не урегулирован нормами, но практика показывает, что и пройти мимо тоже нельзя: работника Ивановой в компании больше нет, теперь работник Петрова. Тем более охрана труда вопрос серьезный и здесь тоже проводятся проверки. Я бы внесла правки во все 25 приказов одним новым приказом: в связи со вступлением в брак и сменой фамилии считать ответственной за… (тут перечислить все ее зоны ответственности, озвученные в приказах) не Иванову, а Петрову.

  3. Екатерина Январь 23 2018 @ 11:45

    Хочу дополнить вопрос просьбой — известны ли вам случаи, практики, на которые можно опереться в решении этой ситуации?
    По мнению сотрудников нашей службы персонала, изменять приказы по основной деятельности не требуется. Нужно лишь в новых приказах указывать новую фамилию.

  4. Екатерина Февраль 5 2018 @ 13:12

    Евгения, спасибо за ответ! Я составила приказ, в котором перечисляю зоны ответственности по пунктам. Вот как выглядит один из таких пунктов:
    «1.5. Контроль соблюдения требований законодательных актов РФ в области охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта (согласно Приказу № 45 от 01.09.16, Приказу № 46 от 09.09.16).»
    — — —
    Как вы считаете, достаточно ли указать рег. номер и дату приказов? Или необходимо приводить полное наименование приказа?

  5. Евгения Кожанова Февраль 5 2018 @ 19:38

    Здравствуйте, Екатерина! При цитировании принято указывать не только дату и номер, но и наименование приказов, на которые ссылаемся.

  6. Екатерина Февраль 6 2018 @ 15:05

    Евгения, спасибо за быстрый ответ!

Добавить комментарий