Профессиональный блог Евгении Кожановой

Визуальный контакт с собеседником

визуальный контактХочется возродить забытую рубрику сайта «Общаемся на работе», все-таки не делопроизводством единым занимается секретарь. Предлагаю поднять такую тему как визуальный контакт с собеседником при разговоре. Важно даже не то, что беседа с человеком, который смотрит в пол или в сторону, мало приятна и наводит на нехорошие мысли об этом товарище. Прямой взгляд в глаза дает возможность еще и контролировать реакции собеседника и его мнение о сказанном вами, даже если он не собирается его озвучивать. 





Визуальный контакт как источник информации

Взгляд в глаза при разговоре – один из приемов невербального общения. Надо сказать, очень информативных приемов: обратная связь от собеседника получается тогда тоже по невербальным каналам, и если слова человека говорят одно, а мимика, реакции зрачков и прочие безусловные рефлексы совершенно другое, то верить нужно последним.

Все это совершенно не означает, что нужно уставиться прямо в глаза своему визави и сверлить их своим взглядом, не мигая. Это даст обратный эффект: человеку очень быстро станет неуютно, либо он (если посмелее) начнет гадать, что же вы такое тут против него замышляете, и вся его невербалика будет информировать именно об этом, а не о том, что он думает о теме разговора. При деловом общении достаточно:

  • держать визуальный контакт не более 70% времени разговора;
  • смотреть в строго определенную область лица собеседника. Это условный треугольник, вершина которого находится высоко на лбу, а точки основания – чуть выше глаз, под внешними краями бровей. Это так называемый «деловой треугольник», и пока вы гуляете взглядом по нему, не спускаясь ниже, именно вы задаете деловой тон всей беседе. Вот так вот просто, одним лишь своим взглядом.

Кроме того, визуальный контакт с собеседником входит в набор элементарной вежливости, особенно если мы здороваемся, благодарим или прощаемся: нужно не просто говорить «Добрый день», а смотреть при этом человеку в глаза. То же самое и со словами «Спасибо», и «До свидания». Этот навык нужно тренировать в себе в первую очередь.

Следим за зрачками

Итак, мы не просто впиваемся взглядом в глаза собеседника, а получаем и анализируем информацию. Больше всего ее нам предоставят зрачки: человек не может управлять их реакцией, а значит, она всегда правдива.

Правило простое: зрачок расширяется – человеку нравится то, что он слышит. Сужается – недоволен. А говорить он при этом может все, что угодно.

Направление взгляда

Еще один источник информации – направление взгляда. Его человек способен контролировать, если хорошо потренируется.

  • Если взгляд направлен или время от времени ускользает в сторону, человеку неинтересен этот разговор. Надо либо заинтересовывать, либо прекращать коммуникацию.
  • Если взгляд направлен вверх, человек думает или вспоминает что-то. Заметив такую реакцию, лучше всего поставить свою речь на паузу, дать собеседнику осмыслить ее и ответить.
  • Если взгляд направлен вниз, человек боится. Толку от такой беседы будет немного, надо либо прекращать ее, либо помочь собеседнику расслабиться.
  • Прямой немигающий взгляд в глаза говорит о том, что собеседник пытается подчинить вас и навязать свое мнение. Самим пользоваться этим приемом без особой надобности не нужно. Самый простой способ нейтрализовать его, если собеседник вдруг начал «баловаться» таким образом, быстро посмотреть за плечо человеку, как будто там вдруг появилось нечто необычное. Как минимум, это собьет манипулятора с толку и позволит перехватить инициативу в разговоре.

Тренируйтесь устанавливать визуальный контакт со всеми, с кем приходится общаться, начиная от кассира в супермаркете или соседки, и заканчивая своим руководством. Это очень полезный навык, который к тому же может помочь при разговоре добиться от человека желаемого.

Image by stockimages // www.freedigitalphotos.net

Пт, Сентябрь 2 2016 » Общаемся на работе

Добавить комментарий