Профессиональный блог Евгении Кожановой

Интонации в общении

интонации в общенииТема донесения до слушателей своих мыслей вообще и убеждения их в чем-то в частности неисчерпаема, говорить об этом можно бесконечно. Сегодня затронем ту сторону этого вопроса, которые отвечает за так называемые невербальные средства общения. Словами можно говорить одно, а голосом, жестами, позой, мимикой в то же самое время – совсем другое. Причем собеседник или зритель поверит именно позе, голосу и мимике, а не словам. Мы поговорим о том, как сделать речь убедительнее путем использования интонации в общении с коллегами и в ежедневной коммуникации. 




Секретарь, конечно, не древнеримский оратор на трибуне, но и ему ежедневно приходится общаться, убеждать, просить и настаивать, а некоторым еще и успокаивать взбесившихся клиентов. Так что умение владеть голосом точно не повредит.

Значение интонации в общении

Неважно, что мы пытаемся донести до публики. Важно, как мы это делаем. Прежде чем начать говорить, нужно стать заинтересованным в теме своей речи. В крайнем случае, убедить себя в этом, даже если то, о чем приходится говорить, совсем не интересно.

Вспомните учебу и преподавателей. Сразу было видно и слышно, кому из них интересны его собственные лекции, а кому нет. Два разных человека могли сидеть за столом и говорить, но речь первого воспринималась, а второго – нет. В головах самых никчемных студентов хоть что-то из лекции первого задерживалось, а из лекции второго – нет. А все потому, что заинтересованность в своей теме «включает» интонации независимо от желания оратора. Слушая богатую интонациями речь, очень трудно заснуть: мозг не знает, какой сигнал прилетит следующим, и предпочитает бодрствовать.

Таким образом, чтобы включить интонации в общении и в своей речи, достаточно включить заинтересованность в том, о чем говоришь.

Включаем заинтересованность

Искреннюю заинтересованность в теме своей речи трогать не будем. Вспомните, как люди говорят, когда им что-то нужно. Тут и интонации, и эмоции, и вся возможная в рамках ситуации невербалика используется на полную катушку.

Гораздо труднее «загореться» темой, которая не интересна, но важна. Например, выступить на совещании по рутинному для всех вопросу, добившись при этом одобрения какой-то своей идеи, выступить с речью на открытии мероприятия, провести это мероприятие… То есть говорить в ситуации, когда людям деваться некуда, поэтому они хотя бы начнут нас слушать. А нам на выходе еще и хотелось бы что-то получить от этого. Приведу три приема для этого. Можно использовать их все вместе.

«Шкурный интерес»

Задаем себе вопрос: почему мне это важно? Варианты ответа: если все получится, я получу этот проект (премию, повышение, уважение коллег, отгул и т.д.). Вознаграждение должно быть понятным, внятным и значимым для нас.

«Жаба душит»

Вспоминаем затраченные усилия: мы неделю работали над презентацией, добивались разрешений, собирали документы, писали речь, уговаривали кого-то. И что, все это пропадет зря, потому что свои слова мы просто дежурно отчитаем и уйдем под жиденькие аплодисменты?

«Светофор»

Тем, у кого хорошо развито воображение, помогает упражнение «Светофор». Нужно представить свою заинтересованность в теме в виде обычного светофора. Пока нам неинтересно, горит красный. Когда мы искусственно разжигаем собственные эмоции, загорается сначала желтый, а потом и зеленый. Теперь этот зеленый светофор нужно держать постоянно в своем воображении перед собой и «ехать» на этот зеленый свет своим голосом и его красками.

Конечно, интонации в общении – это лишь льдинка в могучем айсберге под названием «Невербальные средства общения». Но все нужно осваивать постепенно. Предлагаю читателям, заинтересовавшимся темой, действовать последовательно и несколько дней следить за тем, чтобы тема их большой или маленькой речи была интересна в первую очередь им же самим. Очень скоро вы с изумлением начнете наблюдать, как меняется реакция слушателей на ваши слова.

Image by stockimages // www.freedigitalphotos.net

Пт, Сентябрь 9 2016 » Общаемся на работе

Добавить комментарий