Профессиональный блог Евгении Кожановой

Манипуляции в общении

манипуляции в общенииКак вы думаете, а что объединяет школу, кафе, банк, офис туристической фирмы или заводской цех по выпуску деталей для машин? То, что везде работают коллективы, а люди в них активно взаимодействуют между собой. При этом честно делают это далеко не все. Манипуляции в общении – тема сегодняшней статьи.





Нет однозначного ответа на вопрос «Манипуляции в общении это хорошо или безусловное зло?». Манипуляция – инструмент психологического воздействия одного человека на другого. Одно дело, когда сотрудника похвалили, настроение у него улучшилось, производительность труда выросла. Совершенно другое дело, когда манипулятор, словно хищник, загоняет свою жертву в угол и ломает коллеге психику. Кстати, манипуляция действиями и настроениями человека – излюбленный прием, когда новичок не пришелся ко двору сложившемуся коллективу и его хотят выжить.

Классификация манипуляторов

В рамках нашей небольшой статьи условно можно выделить три вида манипуляторов:

1) Люди с синдромом «старшего брата» – это товарищи с активной жизненной позицией, которые нередко используют в манипуляции в общении свой более высокий социальный статус (родитель, руководитель отдела, директор компании).

2) Люди «мне срочно нужна твоя помощь» — те, которые не могут в силу своих психологических особенностей приказывать другим и настаивать на своем. Напротив, они надевают маску жертвы обстоятельств, недалекого и не отличающегося умом и сообразительностью сотрудника. Они притворяются беспомощными и просят вас сделать за них работу, давя на жалость и прочие струны более открытого и доверчивого коллеги.

3) Люди «вся жизнь борьба» – они  постоянно бросают вызов окружающим, рассматривая их как противников в своей персональной войне за место под солнцем. В разной степени обладают навыками «старших братьев» и «беспомощных». Их методы в манипуляции людьми весьма изобретательны.

Манипуляции в общении

Взаимодействовать с коллегами по честным и справедливым правилам манипуляторы не хотят. Они хотят достигать целей, скрывая от окружающих истинные причины своих действий и поступков. Разберем несколько самых распространенных технологий манипуляции в общении:

1) «Драма, вечная драма» – манипулятор изображает из себя униженного человека, может в любой момент заплакать, молчать при этом постоянно изображая подавленное состояние на грани депрессии. Смысл манипуляции: если ты мне не поможешь, то ты черствый и плохой человек. А так как все мы хотим быть хорошими в глазах окружающих, то помогаем несчастному вновь и вновь.

2) «Вон из театра!» – манипулятор угрожает формальным или неформальным исключением из коллектива, причем если жертва не выполнит требование, то ей может быть объявлен бойкот. Человек боится остаться без работы или без поддержки со стороны коллег и выполняет требование.

3) «Всё тайное – становится явным» – манипулятор сначала старается войти в доверие жертве, узнать подробности его личной жизни. Затем угрожая раскрытием конфиденциальной информации добиваться для себя выполнение поставленной манипулятором цели. Это вульгарный шантаж.

4) «Сыграть на репутации» – призывая к совести человека, манипулятор постоянно называет жертву ответственным, принципиальным, добросовестным, но только если тот действует в его интересах и выполняет его поручения. Если не действует и не выполняет, то немедленно становится плохим. А плохим быть никто не хочет.

5) «За вами должок» – манипулятор оказывает или даже навязывает жертве ряд своих мелких услуг, взамен же требует от человека гораздо большего. Собеседнику неловко отказать.

6) «Шеф не одобрит, не стоит даже начинать» – манипулятор прикрывает  свое негативное мнение авторитетом вышестоящего начальства или неформального лидера коллектива.

7) «Спустить на ступень ниже» – манипулятор внушает жертве мысль, что именно этот проект или это начинание ждет гарантированное фиаско.

8) «В самый неподходящий момент» – манипулятор сознательно обращается к жертве, когда человек сильно занят или куда-то спешит, сознательно нарушая нормы корпоративного этикета. Ответ при этом требует немедленно. Занятая другими мыслями жертва на ходу соглашается на предложение манипулятора, а потом долго недоумевает.

9) «Внезапное дружелюбие» – когда манипулятору что-то нужно от жертвы, то ей начинают оказываться повышенные знаки внимания. Когда нужная услуга от жертвы получена, начинается период внезапного охлаждения в отношениях.

Это – самые распространенные манипуляции в общении, которые используют нечестные собеседники, чтобы добиться от нас своего. Если вы научитесь диагностировать манипулятора и его приемы, то это уже половина дела. Статья о том, как защититься от манипулятора, по ссылке.

Сб, Сентябрь 16 2017 » Общаемся на работе, Психология

Добавить комментарий